Может ли мусульманка развестись с мужем

Содержание

Развод в исламе по инициативе жены

Может ли мусульманка развестись с мужем

Статья акутальна на: Октябрь 2020 г.

Издревле, еще в эпоху зарождения религиозного сознания у первобытных людей брачные отношения между мужчиной и женщиной были окутаны большим количеством суеверий и обрядов.

Некоторые из них преследовали вполне практические цели и были почерпнуты из опыта предыдущих поколений, другие же носили исключительно суеверную или мифологическую окраску и не несли в себе рационального зерна.

Тем не менее, они составляли существенную часть обрядности – последовательности действий мужчины и женщины, желающих вступить в брак для продолжения рода и после совершения этих обрядов считающихся мужем и женой со всеми вытекающими юридическими последствиями.

Но жизнь сопровождали не только брачные ритуалы. Во все времена люди больше всего ценили свободу и независимость. И если один из супругов приходил к выводу о том, что продолжение совместной жизни невозможно, происходил развод.

Различные религии по разному относятся к разводу: от полного отрицания его возможности, до довольно свободного, требующего лишь соблюдения формальностей.

Статьи по теме (кликните, чтобы посмотреть)

Ислам рассматривает брак как вид договора. В силу этого, предусматривает и возможность его расторжения или изменения. Таким образом, развод в исламе – не желательная, но вполне допустимая ситуация. Причем инициаторами развода могут выступить оба супруга. Что касается поводов к разводу и правовых последствий – они совершенно неравнозначным для мужчины и женщины.

Каковы же развод в исламе по инициативе жены? Расскажем в этой статье.

Как развестись женщине в исламе

Россия – светское государство. Поэтому ни одно из описываемых положений шариата, содержащееся в статье, не имеет юридической силы и не является обязательным к исполнению ни одной из сторон. Эти традиции имеют значение лишь для фанатично верующих, которые стараются придерживаться учения Аллаха. Но без государственной регистрации брака в органах ЗАГСа – они ничтожны по сути.

Практическую ценность знание о том, как женщина-мусульманка может потребовать развода, представляет лишь в тех странах, где правовая система строится на законах шариата (наиболее ортодоксальные монархии Ближнего Востока и некоторые мусульманские страны Африки).

В силу того, что некоторые представительницы прекрасного пола выходят замуж за выходцев из мусульманских стран и принимают ради этого ислам, уезжают на родину мужей и рожают там детей – им, перед тем как решится на отчаянный шаг, полезно будет узнать, как происходит развод по шариату.

Правовой (если можно так выразиться) основой брачно-семейных отношений является Коран (священно писание мусульман) и многочисленные толкования пророков и судей.

Иными словами, брачно–семейное «законодательство» построено по принципу прецедента, то есть имевшего место случая (как правило, в мифологические времена) и принятого по этому поводу судебного решения или высказывания Аллаха или его Пророка.

Это важно знать:  Развод по обычаям Ислама

Эти высказывания отражают религиозно-племенные обычаи востока конца 1 тысячелетия от Р.Х. и на протяжении почти 1000 последующих лет являются застывшей догмой, не подлежащей сомнению и не отражающей никаких прогрессивных тенденций развития общества.

В силу этого женщина в исламе – вещь покупная. Для того, чтобы стать женой, за неё обязательно должен быть уплачен выкуп (калым у российских мусульман) и сделан свадебный подарок – махр (который после замужества становится собственностью женщины на все то время, пока она состоит в браке, но подлежащий отобранию в случае развода по её инициативе).

Невеста может получить очень значительный по стоимости свадебный подарок, но Коран запрещает женщинам работать. Таким образом, став женой она полностью должна сосредоточиться на рождении, воспитании детей и ведении домашнего хозяйства.

Материальное обеспечение – это забота мужчины. Сама же женщина не имеет абсолютно никаких источников дохода. Полученный до свадьбы подарок с течением времени может утратить свою стоимость, прийти в негодность, погибнуть или утеряться.

Но требование Корана незыблемо – женщина, принявшая решение развестись с мужем, должна вернуть все то, что было получено ею в качестве подарка.

Иными словами – купить свою свободу в обмен на возврат мужу подаренного имущества.

Тем не менее, если отбросить этот фактор возмездности — развод в обмен на имущество, Коран прямо перечисляет случаи, в которых женщина вправе обратится к судье с требованием развода:

  • Несправедливое отношение мужа (обычно подразумевается домашнее физическое насилие);
  • Неспособность мужа содержать жену и детей;
  • Супружеская измена (при моногамном браке);
  • Отсутствие сексуального удовлетворения (кого не указывается);
  • Неисполнение супружеских обязанностей (супругом);
  • Неисполнение условий брачного договора;
  • Привод в дом второй (третьей, четвертой) жены без согласия первой жены.
  • Вероотступничество.

Следует помнить, что в отличие от мужчины, женщина не может самостоятельно принимать решения о разводе и осуществить его путем произнесения сакральной фразы «Ты мне не муж!».

Решение о разводе должен принять судья или «правитель» — который при наличии веских оснований обяжет мужчину развестись с женой в обмен на выкуп.

Причины развода в исламе

Во времена, когда писался Коран, у кочевников не было понятия о такой науке как психология. Поэтому поводы к разводу, содержащиеся в Коране, носят грубо материалистический характер – они связаны либо с финансовой стороной брачных отношений, либо с неудовлетворенностью в сексуальной сфере.

Это важно знать:  Развод по обычаям Ислама

Внутренний мир личностных и интимных переживаний женщины, её мироощущение, схожесть характеров, темперамента, степень интеллектуального развития — не играют никакого значения. Коран – догма. Исполнению подлежит только то, что в нем написано. Перечислены поводы к разводу – они подлежат исполнению. Нет в Коране таких поводов – значит, желание развестись от Лукавого.

Несмотря на допустимость развода в исламе, на практике расторгают брак по законам шариата совсем немного женщин. Обремененные детьми и не имеющие средств к существованию (поскольку не работают), они всецело находятся во власти мужа.

В тех мусульманских странах, в которых развита система светского законодательства (Турция, Египет, Сирия, Индонезия) обычно не приветствуются полигамные браки, а кое-где они просто запрещены законом.

Тем не менее, Коран допускает наличие у одного мужчины 4 жен и неограниченного количества наложниц.
Для женщины, с детства воспитанной в исламской семье, в этом нет ничего удивительного или унизительного, что наряду с ней, муж делит постель еще с 2-3 женщинами.

Но для тех, кто воспитывался в обществе, где приняты моногамные браки, или если женщина приняла ислам исключительно по воле будущего супруга, такое разделение мужа между несколькими женами является недопустимым, прежде всего с этической точки зрения.
Конечно, включая в Коран положение о том, что женщина имеет право развестись, если не согласна с тем, что муж берет вторую (3,4) жену преследовало отнюдь не сохранение психического здоровья женщины.

Прежде всего, речь шла о сохранении спокойствия хозяина дома – таким образом стремились избегать скандалов между женами-конкурентками.
Поэтому, в настоящее время почти незыблемым правилом является получение согласия невесты на то, что муж в последствии наберет себе гарем или, по крайней мере – постановка невесты в известность о возможности такого развития семейных отношений.

Условия развода в исламе

В качестве условий развода в исламе основным требованием является, помимо возврата свадебного подарка или уплаты иного выкупа мужу за развод, еще и тщательная привязка этого действа к физиологическим циклам женщины и выяснение подробностей интимной жизни: была ли между супругами близость, и как давно она была.

Для кочевых арабов вопрос о том, беременна женщина или нет, являлся принципиальным.Во-первых, никто не хотел воспитывать валяду-зина.

Во-вторых, самой важной причиной являлось то, что не только жены, но и дети являлись собственностью мужчины – главы семьи.

Это важно знать:  Развод по обычаям Ислама

Девочки представляли значительную ценность – их можно было выгодно продать (выдать замуж) получив за это значительное количество баранов или верблюдов. Мальчики – вырастая, становились воинами, тем самым усиливая боевые возможности племени.

Так как акушерство и гинекология существовали на уровне знахарок-повитух, то точной даты наступления беременности определять не умели. Поэтому, для надежности, Коран установил довольно продолжительный срок, в течение которого становилось абсолютно достоверно известно беременна женщина или нет – 3 менструальных цикла.

Для женщин, у которых наступила менопауза – 3 календарных месяца. Такая мера предосторожности была вызвана тем, что позаимствовав при создании религии мифологию древних иудеев, арабы из Ветхого Завета знали, что даже 90 летние библейские бабушки успешно беременели после посещения их ангелами.

Если выждав 3 месяца (период очищения), женщина по недоразумению вновь оказывается в постели с мужем – срок возобновляется. Снова надо ждать 3 месяца!

Если это условие было соблюдено, муж и судья убеждались в том, что жаждущая развода женщина не беременна (то есть не унесет с собой принадлежащее мужу имущество – ребенка).

Женщина заплатила за свою свободу выкуп. Муж в принудительно-добровольном порядке наконец произносит сакральную фразу: «Я расстаюсь с тобой!» (вариант: «Я отпускаю тебя»).
После этого женщина становилась формально свободной.

Страны, в которых действуют законы шариата, не признают светского развода, совершенного в суде или иных государственных органах уполномоченных на регистрацию брака.

Поэтому, живя в такой стране, обязательно требуется соблюсти процедуру мусульманского развода в соответствии с шариатом, и только после этого узаконивать развод в государственных органах. Иначе женщина по-прежнему будет считаться состоящей в браке и ей запрещается повторно выходить замуж.

Применительно к России ни одно из указанных в Коране ограничений не является ни действительным, ни обязательным.
Женщина (даже глубоко религиозная мусульманка) вольна в любое время, без объяснения причин, внесения выкупа и вне зависимости от дня менструального цикла или состояния беременности подать иск о расторжении брака в суд или заявление в ЗАГС.

Свадебный подарок мужа (махр) может возвращаться, а может и нет. По крайней мере мужу придется доказать в суде факт его передачи во временное пользование, подтвердив это соответствующим договором.

А подарки, сделанные публично, в присутствии свидетелей на свадьбе, согласно гражданскому законодательству РФ возврату не подлежат. Они переходят в исключительную собственность одариваемого.

Источник: https://TvoiRazvod.ru/religiya/razvod-v-islame-po-initsiative-zheny.html

Всё, что мы должны знать о разводе

Может ли мусульманка развестись с мужем

Многие ошибочно полагают, что, если муж с женой не живёт более 3 месяцев, то у них автоматически считается развод. А некоторые и вовсе не задумываются о том, когда произносят слова, приводящие их к разводу.

И естественно, неизбежен тот факт, что от незнания своей религии супруги живут в браке и не подозревают о том, что в действительности их брака не существует, т. е.

, они живут в грехе, Да убережёт нас Всевышний Аллах от этого! О том, что значит развод в исламе, каким образом он осуществляется, и в каких случаях он считается действительным, на эти и многие другие интересующие нас вопросы ответит преподаватель по исламской юриспруденции (фикху) ИТиМО Мухаммад Мухаммадов.

Мухаммад, расскажите, пожалуйста, что значит развод в Исламе?

Лексическое значение развода это- «хиллюль акди», т.е., развязывать завязанное, каноническое значение «талак» -это разрыв брачных уз определёнными словами.

Слово Талак использовалось ещё и во время джахилии (до ислама), но не было определено количества развода, которое предусмотрено в исламе (1-3), т.е.

, они имели право давать один развод за другим, возвращая своих жён до истечения срока идды (трёх очищений от менструального цикла), т.е., без ограничений.

Многие люди полагают, что развод ни в коем случае нельзя давать, так ли это, и в каких случаях развод давать желательно или обязательно?

 Первое- развод бывает обязательным. В шариате есть такое понятие как «иляъ», когда муж даёт клятву, что не будет вступать с женой в половую близость всю жизнь или больше 4 месяцев. Допустим, муж говорит: «Я не буду вступать с тобой в половые отношения 5 месяцев».

В этом случае, по истечению 4 месяцев, если жена потребует у мужа вступить с ней в половую близость, а муж это требование не удовлетворит, то он обязан дать ей развод. Если же он не даёт развод, имам говорит ему: «Или ты вступишь в половые отношения со своей женой, или я даю  ей развод».

Второе- развод бывает желательным, т. е., сунна. Например, если муж не в состоянии обеспечивать свою жену по Шариату, а она требует этого.

Также желательно дать развод, если муж не обеспечивает жену из-за того, что у него нет к ней влечения, и не может себя заставить обеспечивать её, в этом случае шариат отдаёт предпочтение разводу, чтобы не мучились оба.

Желателен развод, если жена совершает большие грехи, к примеру, как прелюбодеяние, или что-либо порочащее достоинство мужа, но, если есть опасение, что после развода другие мужчины воспользуются ситуацией и будут принуждать её к прелюбодеянию, в этом случае лучше сохранить с ней брак с целью уберечь её от этого.

Желательно давать развод, если у жены трудный характер, который муж не может терпеть, но если мужу не трудно выносить её характер, то лучше не давать ей развод. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Хорошая женщина среди женщин подобна вороне с белыми крыльями», т.е., их настолько мало, как в природе мало ворон с белыми крыльями.

Может возникнуть вопрос, читая достоверный хадис: «Самое ненавистное из всего дозволенного Аллахом это развод»: как же нужно понимать эти слова, может ли быть так, что Аллах что-то дозволил и это ненавидит? Нет. Хадисоведы комментируют его   следующим образом: Пророк (мир ему и благословение) сказал так, чтобы люди боялись этого и только в крайнем случае давали развод, тем самым предостерегая их от этого.

Третье- развод бывает не разрешённым, т.е., харам. Не разрешается давать развод во время менструального цикла жены, с которой у мужа до этого были половые отношения.

Возникает вопрос, а почему харам? Шариат в этом случае не хочет ущемить права женщины, поскольку в этом случае срок идды (очищения) у неё значительно удлиняется, но, если жена требует у мужа развод в этот период, давать жене развод не запрещено, поскольку жена идет осознанно на этот шаг.

Также не разрешается давать развод жене в период, когда у неё нет менструального цикла, но он в этот период вступал с ней в половые отношения. Допустим, муж дал три развода жене в этот период, а жена окажется беременной, возможно, он пожалеет об этом, тем самым он наносит вред и ей, и себе.

Не разрешается давать развод жене, не восполнив ей её очередную ночь, т. е., если у мужчины две или более жён, ему не разрешается давать развод одной из них, пока не проведёт с ней ночь, которую провёл с другой, пока не будет равенства в этом.

Также не разрешается смертельно больному мужу давать развод жене с целью лишить её наследства, если он умрёт. Во всех вышеперечисленных примерах, хоть и говорится, что давать развод не разрешается, а, если дать развод, он будет считаться действительным, но за это муж впадёт в грех.

И наконец, четвёртое- развод давать нежелательно (карахат) без какой-либо причины.

Можно ли сразу дать жене троекратный развод?

Дать сразу жене три развода это не харам, но желательно ограничиться только одним, чтобы позже не пожалеть об этом.

Считается ли развод действительным, если он был дан в состоянии опьянения? Если да, то имеются ли исключения, когда Шариат не считает его действительным?

Опьянение бывает разным, допустим, человеку делают операцию, ему сделали наркоз, он тоже пьяный, но в этом случае развод не считается. Если же человек, употребляя алкоголь, осознавал его запретность, то развод действителен, хотя при условии, что его насильно заставили выпить алкоголь и при этом он дал развод, он считается недействительным.

Произойдёт ли развод, если сказать жене: «Ты кяфир»?

В арабском языке, слово куфру имеет два значения: вышедший из религии и неблагодарный. Если муж говорит жене: «Ты кяфир», и при этом имеет в виду «неблагодарная», развода не будет, но если он говорит: «Ты кяфир», или же на русском языке «Ты не мусульманка», т.е.

, «Ты ушла из религии», тогда развод будет. Здесь необходимо кое-что уточнить, в случае, если между мужем и женой ещё не было половой близости, то сразу же после этих слов произойдёт развод.

Если же половая близость уже была, то тогда, если муж момента произнесения этих слова до истечения срока идды заново примет Ислам, развода не будет, но если он за этот период не примет заново Ислам, то его жена считается разведённой с момента, как он сказал эти слова.

Необходимость принятия Ислама на этом примере заключается в том, что, говоря жене эти слова, муж сам становится не мусульманином.

Насколько известно, если у женатого мужчины спросить: «Ты развёлся со своей женой?» или «Ты дал развод своей жене?» и он ответит «Да», то это считается один развод. Так ли это на самом деле или же нужно учитывать его намерение?

Если мужчина, прежде, чем ответить на этот вопрос понимает, что спрашивающий провоцирует его на развод, и он ответит «Да», развод будет. А если он ответит: «Я дал ей развод», в этом случае учитывается его намерение.

Если муж необдуманно сказал слова развода, повторив 3 раза “я с тобой развожусь”, при этом между ними близости ещё не было, но потом, очень пожалев об этом, хочет вернуть её, возможно ли это?

Обдуманно или необдуманно сказанные слова развода делают жену запретной для мужа. То есть, получается окончательный развод. Разницы нет, была интимная близость или нет.

Если после трёх разводов мужчина желает вернуть обратно жену, то она не имеет права выйти снова за того же мужчину, который ей дал трёхкратный развод.

Бывшие супруги могут пожениться заново только в том случае, если она выдержит срок идды (примерно три месяца), выйдет замуж за другого, вступит с ним в половой контакт, разведётся с ним, выдержит срок идды (примерно три месяца). Многие необдуманно произносят слова развода в шутку, считается ли при этом развод?

Да, развод считается, поэтому не стоит шутить на эту тему.

Когда муж даёт развод, всегда ли учитывается его намерения?

В арабском языке есть такие понятия как «сарих» и «кинаят», слова развода делятся на два вида. Первый вид – это форма слов, которая не нуждается в намерении, и вторая – кинаят, во время произношения слов, близких по смыслу иметь намерение на развод.

К первому виду относятся слова талак- развод: «Ты разведена», «Я даю тебе развод», и здесь уже не важно, имел ли он намерения на развод, шутил ли он или произнёс в гневе. Ко второму виду относятся слова «Ты мне не жена», «Иди к маме», «Я отпускаю тебя» и т.д.

, в этом случае учитывается намерения во время произнесения этих слов.

Если муж отправил смс с текстом «я даю тебе три развода», а после он сказал, что у него при этом не было намерения на развод, остаются ли они мужем и женой в такой ситуации?

В этом случае учитывается намерение мужа при написании этих слов, будь то с помощью смс- сообщения, либо в виде письма.

Может возникнуть вопрос почему, ведь это форма слов, которая не нуждается в намерении.

На самом деле слова: «Я даю тебе развод» или «Я с тобой развожусь» не нуждаются в намерении при произнесении их вслух или шёпотом, т.е., главным условием является произнесение их языком.

Муж дал жене один развод, а после уехал на заработки на 6 месяцев, нужно ли им возобновить никях?

Если в течение срока идды он вернул её, то она остаётся его женой, если же по истечению этого срока он захочет её вернуть, то, естественно, необходимо возобновить никях.

А что будет, если жена по истечению срока идды выйдет замуж, а этот муж скажет, что он её вернул, как быть ей в этой ситуации? Вообще, возможно ли вернуть жену, не сообщив ей об этом, и какие есть условия возврата жены?

В случае, если муж приведёт двух свидетелей, которые слышали, что он её возвращал до истечения срока идды, его слова принимаются и жена к нему возвращается, если же нет свидетелей, жена остаётся со вторым мужем.

Обязан ли муж после развода дать жене что-либо?

Если муж дал один или два развода жене, до истечения срока идды он должен обеспечить её как законную жену. Если же муж дал три развода, он должен выплатить мутъат жене, с которой у него до развода были половые отношения.

Жене, с которой не было половых отношений, после развода выплачивать мутъат не обязательно. Также мутъат не обязательно выплачивать жене, которая расторгла брак из-за недостатка мужа или муж расторгнул брак из-за её недостатка.

Имеет ли право жена дать себе развод?

Если муж даёт жене право на развод, то она имеет право дать себе развод, но должна она это сделать незамедлительно, сразу после слов разрешения мужа.

Мухаммад, спасибо Вам, что вы нашли время ответить на наши вопросы, столь актуальные для молодых пар и для семейных пар вообще, и в завершение нашего интервью пожелания нашим читателям

Прежде хотелось бы напомнить известную всем историю из жизни Праведного халифа Умара ибн Хаттаба, когда   один мужчина пришёл к нему в дом, чтобы пожаловаться на свою жену. Дойдя до двери дома, он услышал, как жена Умара кричала и ругалась.

Видя все это, он уже собрался было идти обратно, думая, что Умар сам в таком же положении, и поэтому едва ли может предложить ему какое-либо решение этой проблемы. Умар увидел, что человек развернулся и готовится уйти, позвал его и поинтересовался целью его визита.

Гость сказал, что явился с жалобой на свою жену, но, увидев, что у халифа дела с женой обстоят точно так же, хотел уйти. Тогда Умар сказал ему, что терпит выходки своей жены, поскольку у неё есть на него ряд прав.

Он сказал: “Неужели же она не готовит для меня еду, не стирает мне одежду или не вскармливает грудью моих детей, поэтому я могу не тратить лишних денег на повара, прачку и няню-кормилицу, хотя закон никак не обязывает её делать все то, что она делает. И, кроме того, она приносит умиротворение моей душе и не позволяет совершать неблагопристойные дела.

Поэтому я и терплю её выходки. И в таких случаях для тебя будет правильнее относиться к своей жене также, как я отношусь к своей”. Хочу пожелать мужчинам, чтоб они все-таки осознали, что не бывает женщин с совершенным характером, будьте крайне терпеливыми к недостаткам женщин, как это делали праведные халифы и не спешите с разводом.

Что же касается женщин, хотелось бы им пожелать, чтоб они понимали и принимали природу мужчины, что он вспыльчивый, и если задевать его мужское достоинство, мужчина, не моргнув глазом, может дать развод.

Очень часто женщины, при ссоре прося у мужа развод и говоря, что он ей больше не нужен и что она уходит от него, могут спровоцировать мужа дать ей развод, не раздумывая, о чём в скором времени они оба могут пожалеть, но будет поздно.

Поэтому понимайте друг друга и будьте терпимей!

Существует много серьёзных проблем, которые в данной статье невозможно обсудить во всех тонкостях. В каждом случае могут возникнуть свои сложности, и каждый такой случай нужно рассматривать отдельно. Всем терпения, и пусть Всевышний Аллах убережёт нас от необдуманных поступков, амин!

Беседовала: Мадина Гасанова

Источник: http://islam.ru/content/veroeshenie/43501

Разновидности талака: развод по инициативе жены и другие случаи

Может ли мусульманка развестись с мужем

В одной из статей на нашем сайте раскрывалась тема развода, согласно исламскому праву. Эта процедура относится к категории разрешённых, хоть и не одобрялась Заключительным посланником Всевышнего Мухаммадом (с.г.в.). Сейчас же рассмотрим некоторые аспекты разводного процесса в особенных ситуациях.

Как быть, если о талаке попросила сама супруга, если муж решил надолго отказаться от интимной близости или в семье произошла недоказуемая измена? Шариат даёт чёткие установки на каждый из таких случаев.

Жена инициирует развод

Ислам разрешает передачу права объявления развода жене. Чтобы такая ситуация получила легальное, с точки зрения исламского права, основание, необходимо выполнение одного небольшого, но важного условия.

Когда формируется и обговариваются условия брачного договора, либо когда пара уже живёт вместе после никаха, муж в присутствии свидетелей должен сказать: «Ты сама себе хозяйка». Это позволяет жене инициировать развод. Она может повторить эту процедуру и во второй, третий разы.

Тем не менее, в шариатских источниках отмечается, что нельзя злоупотреблять этим правом, в противном случае муж может вернуть себе обратно право инициировать развод.

Когда жена инициирует развод, она обычно говорит: «Я отделилась от тебя».

Отдельного внимания заслуживают случаи, когда мужа настигает импотенция. Если вдруг возникает такая ситуация, то супругам даётся один год на сохранение отношений.

То есть в течение 12 месяцев они живут вместе, но жена имеет полное право запросить развод (у мужа или, при его отказе, у шариатского судьи – казыя) и уйти после завершения этого срока.

Если же по прошествии года мужчина не отпускает жену и клянётся перед судьёй, что у него уже нет проблем с потенцией, а женщина это всё отрицает, то принимается позиция мужа, и брак сохраняется.

В то же время, согласно исламскому праву, мужчина не может объявить развод только из-за каких-то физических недостатков жены, включая бесплодие. (Своеобразной «страховкой», нивелирующий такой риск, в исламе служит право мусульманина на вторую и последующих жён – прим. Islam.Global)

Прочие разновидности талака

Богословы выделяют несколько видов развода в исламе:

1. Иля – клятва мужа о том, что он не будет иметь интимной близости с женой на протяжении трёх и более месяцев. Логическим итогом реализации этого обещания служит окончательный развод. То есть это такой развод, после которого мужчина и женщина должны заново составить брачный договор (никах). Заметим, что данная ситуация нашла своё отражение в тексте Священного Корана:

«Тот, кто произнёс клятву, что не будет приближаться к своей жене, пусть ждёт три месяца…» (2:226)

Если муж нарушит свою клятву, то ему необходимо выплатить каффарат (искупление). При этом пока оно не будет выполнено, жена не будет считаться такому мужчине разрешённой. Подробно об искуплении сказано в суре «Трапеза»:

«В качестве каффарата необходимо обеспечить питанием десять нищих. При этом объём пищи должен быть равным среднему, чем вы кормите свою семью. Либо вы должны одеть 10 нищих, либо дать свободу одному рабу. Если у нарушившего клятву нет таких возможностей, то он должен держать трёхдневный пост…» (5:89)

2. Хульга – добровольное прекращение брачного договора обеими сторонами. В учебниках по исламскому праву в области муамалята этот вид развода описывается следующим образом. Если отношения между супругами резко портятся, и между ними возникает вражда, погасить которую нет надежды, то супруги разводятся посредством талака-хульги.

В этой ситуации мужчина и женщина могут заново вступить в брачные отношения только после того, как женщина выйдет замуж за другого и разорвёт уже с ним брак. Если вражда инициирована женой, то мужчина может обратно забрать свадебный подарок (махр), либо может получить компенсацию от бывшей супруги или её родственников.

Такой итог возникшей ситуации описывается в суре «Бакара»:

«…Если у вас имеются опасения, что вы не сможете соблюсти ограничения, наложенные Всевышним, то не будет на вас греха, если жена заплатит компенсацию и получит тем самым развод…» (2:229)

Когда нежелание жить вместе с супругой исходит от мужчины, то он не имеет никакого права отбирать что-либо у жены или требовать у неё компенсацию:

«Если вам понравилась другая женщина и вы хотите развестись со своей, то вам нельзя ничего брать себе обратно из того, что было ранее подарено супруге. Неужели вы хотите совершить явный греховный поступок?» (4:20)

3. Зихар – отождествление жены с женщиной, которая по статусу запретна для мужчины. Эта ситуация описывается в суре «Аль-Муджадила», когда муж сравнил свою супругу с собственной мамой, тем самым давая понять, что никакой половой близости теперь между этими двумя людьми быть не может.

«Те, кто посмел возвести собственную жену в ранг запретной женщины, совершают предосудительный и неверный поступок. Жена – это не мать мужа. Матерью может быть только та женщина, которая родила этого самого мужчину [который решил разбрасываться столь абсурдными выражениями]» (58:2)

После произнесения таких слов о жене супруг должен совершить искупление (каффарат), коим будет либо освобождение одного раба, либо совершение поста в течение двух месяцев подряд, либо обеспечение единоразово едой 60 нищих (как описано в 3-4 аятах суры «Аль-Муджадила»). Если искупление не будет совершено в течение одного срока идды (три периода менструации), то женщина оказывается разведённой со своим мужем. Более того, с возникновением ситуации зихар муж не имеет права совершать половой акт со своей женой.

4. Лиган – развод, который происходит после обвинения одного из супругов в совершении прелюбодеяния, сопровождаемый соответствующей клятвой об этом.

Если муж либо жена обвиняет своего партнёра по браку в супружеской измене, произнося перед казыем четырежды: «Клянусь Всевышним, моя жена (мой муж) является прелюбодейкой (прелюбодеем), и добавляя потом: «Если мои слова лживы, то пусть Всевышний нашлёт на меня проклятие», то судья произносит слово «аминь» и ждёт ответа от обвиняемой стороны. Если эта сторона (будь то муж или жена) отвергает обвинение, четырежды произнося: «Клянусь Всевышним Аллахом, я не изменял своему супругу (своей супруге)», добавляя: «Если мои слова ложны, то пусть Всевышний нашлёт на меня проклятие», то судья произносит слово «аминь» и объявляется этих двух людей запретными друг для друга навечно.

Если обвиняющая сторона откажется от своих слов, то ей положено 80 ударов плетьми в качестве наказания за клевету:

«Те, кто распространяет лживые обвинения в адрес целомудренных женщин и не смогут найти четырёх свидетелей, должны подвергнуться высечению в размере 80 ударов розгами. Свидетельства таких людей нельзя будет принимать больше никогда, так как их слова являются лживыми» (24:4)

Отдельные аспекты разводного процесса

  • Развод под принуждением признаётся в Шариате действительным. Но это правило не действует, если человеку угрожают смертью. Также считается совершённым талак, который произошёл в ситуации, когда инициатор был пьяным.
  • Если мусульманин сказал слова о разрыве брачных отношений по ошибке или забывчивости, то и в этом случае развод действителен.
  • Когда человека довели, играя на его самообладании, и, по сути, вынудили сказатьтройной талак, то с этим ничего не поделать – брак считается распавшимся.
  • Если муж или жена произносит слова развода во сне, то в этой ситуации их брачные отношения сохраняются.

Источник: https://Islam.global/semya/semeynaya-zhizn/nyuansy-i-osobennosti-raznykh-vidov-talaka/

Имеет ли право мусульманка подать на развод с жестоким мужем?

Может ли мусульманка развестись с мужем

Вопрос:

Ас-саляму алейкум ва рахмату-Ллах! Уважаемый брат, я, мусульманка из России, вышла замуж за верующего мусульманина и уехала вместе с ним на его родину, поверив его обещаниям искренне любить и оберегать нашу семью.

Я закрыла глаза на то, что у него не было ни денег, ни высшего образования, но я приняла его сердцем и душой за те качества, которые, как мне тогда показалось, разглядела в нем за короткий период знакомства.

Однако со временем я поняла, что очень сильно ошиблась в этом человеке. Он оказался очень вспыльчивым и жестоким, и если он недоволен чем-то или неправильно понимает меня, то он таскает меня за волосы и бьёт кулаками и ногами, оставляя на моем теле синяки и гематомы.

Он поступал так, даже когда я была беременна. Он позволяет себе оскорблять меня в присутствии детей и своих родителей, относится ко мне пренебрежительно, постоянно указывает на мои недостатки и безразлично относится к тому, что мне от этого обидно и больно.

Конечно, я далеко не идеальная, и с детства мне присущи такие качества, как невнимательность, забывчивость, медлительность. Я не лучшая домохозяйка, но я стараюсь выполнять свои обязанности и признаю свои недостатки. Иногда я от обиды не желаю подчиняться ему и делаю что-то на зло, чтобы причинить ему боль.

Может, это и глупо, но мне очень обидно от того, что он относится ко мне несправедливо. Совсем не так он ведет себя со своими братьями, в глазах которых он благонравный и отзывчивый брат, готовый в любую минуту прийти на помощь.

Когда я предлагаю ему сходить в мечеть, чтобы имам помог нам разобраться в наших проблемах, он говорит, что это чужие люди и он не будет никого вмешивать в дела своей семьи. Я не хочу сказать, что у него нет достоинств и что он совсем не проявляет заботы обо мне или о наших детях.

Но из-за его жестокости и неуважения ко мне моё сердце остыло к нему, и я не чувствую той любви, которую испытывала когда-то. Его отношение наводит меня на одну-единственную мысль поскорее уйти из их дома. Но дело в том, что я очень люблю своих детей и не мыслю жизни без них.

Я устала от всего этого, устала от этого дома, мне просто хочется уйти отсюда. Я чувствую, что моё сердце здесь уже не выдержит, а молча жить, никому ничего не говоря, у меня уже не получается. Я не жалуюсь на свою судьбу и не желаю своему мужу ничего плохого.

Но я хочу растить своих детей и дарить им свою любовь. Поэтому, собственно говоря, я и задаю вам свой вопрос: имею ли я право подать на развод, если мой муж откажется дать мне развод по нормам Шариата? И могу ли я добиваться опеки над детьми через суд и другие государственные органы, если он откажется отдать мне детей после развода?

Ответ:

Ахмед Тангиев, выпускник Исламского университета «аль-Иман», директор Культурно-просветительского центра «Рассвет», Ингушетия

Ва алейкум ассалам ва рахматуллахи ва баракатух!

Отвечая на Ваше письмо, скажу главное, что бить Вас он не имел право и такое поведение не подобает мусульманам.

Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Лучший из вас тот, кто лучший для своей жены, и я – лучший из вас отношением к своим женам».

Из Вашего письма мы видим, что Вы сделали все, чтобы сохранить брак, а он этого не хочет понимать и наоборот делает все, чтобы разрушить его.

Конечно после всего этого Вы имеете право потребовать развод, и он должен его дать. Если он Вам не даст развод, то Вы должны обратиться шариатский суд, если шариатского суда нет, то к имаму и он даст Вам развод.

Право на детей Вы имеете, и он не имеет право Вам запрещать с ними видеться. Согласно исламу, дети до семи лет остаются у матери, а после семи лет они сами выбирают, с кем им остаться. Если мать выходит замуж, то право у отца на детей больше, и он их может забрать.

Судья по исламу должен принять решение с кем остаться детям, исходя из их интересов, разобрав вопрос, с кем из родителей дети вырастут более религиозными и праведными.

Если Ваши права будут нарушены, а муж откажется обращаться к имаму, то Вы имеете полное право имеете обратиться в государственные органы и потребовать восстановление своих прав.

А Аллах лучше знает.

Батраз Цорионов, магистрант Исламского университет имама Мухаммада ибн Сауда

Уа алейкуму ссалям уа рахматуЛлахи уа баракатух.

Да исправит Аллах все наши дела и да приведет Он их в порядок!

К сожалению, в наше время многие к вопросу женитьбы и замужества подходят без необходимой серьезности, не обращая внимание на важные вопросы.

Один из них вопрос опекуна (валий), в качестве которого выступают определенные по Исламу люди, и которые несут полную ответственность за это до бракосочетания и после.

Именно валий обязан в первую очередь заниматься этими проблемами своей вышедшей замуж подопечной.

Аллах Всевышний всех испытывает на земле. Мужа женой, а жену мужем. Детей родителями, а родителей детьми и т.д. И тот, кто выдержал испытание Аллах Всевышний говорит про них:

Обрадуй же терпеливых” “Они удостаиваются благословения своего Господа и милости. Они следуют прямым путем”(Коран – 2:155-157).

Надо стараться быть покорной супругой. Аллах Всевышний, свят Он и велик, сказал в Священном Коране:

Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими и потому что они расходуют из своего имущества. Праведные женщины покорны и хранят то, что положено хранить, в отсутствие мужей, благодаря заботе Аллаха…” (Коран – 4:34).

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если женщина молилась пять раз (ежедневно), постилась месяц (Рамадан), оберегала себя и была послушна мужу, то ей будет сказано: “Зайди в Рай из каких врат пожелаешь!” (хадис достоверный).

Супруга должна сделать все возможное для того, чтобы исключить все причины недовольства мужа, и после этого проявлять терпение и полагаться на Аллаха Всевышнего и просить Его, чтобы Он исправил все дела. Нужно наставлять супруга и напоминать ему об Аллахе и его обязанностях в Исламе перед своей супругой.

К тому же в вопросах, в которых участвуют две стороны обязательно нужно выслушать обоих, в противном случае это будет несправедливое решение. Верю в правдивость слов спрашивающей, но это нормы Ислама, которые нам предписал Аллах Всевышний.

Кроме того, нужно задуматься о детях, которые будут расти в неполной семье. Как это скажется на них?

Также нужно думать о всех других последствиях, которые несет в себе развод. И сколько таких людей, которые жалели о том, что не хватало им терпения?! Да исправит Аллах все наши дела!

Нужно стараться видеть благое и полагаться на награду от Аллаха Всевышнего за терпение.
Постарайтесь придерживаться описанных советов и не забывайте о мольбах. Если есть упущения в обязанностях перед Аллахом и Его запретах нужно это устранить, так как это все может быть по этой причине.

Да поможет нам Аллах.

А Аллаху Всевышнему об этом ведомо лучше.

Источник: http://www.ansar.ru/livingislam/imeet-li-pravo-musulmanka-podat-na-razvod-s-zhestokim-muzhem

Редкие, но существующие: разводы по мусульманским обычаям и особенности их проведения

Может ли мусульманка развестись с мужем

В исламе больше чем во многих других религиях отрицательно относятся к разводу. Представителям этой конфессии необходимо иметь четкое обоснование, почему они хотят расторгнуть брак.

При этом даже если супруги способны назвать причины, по которым они хотят развестись, их намерения все равно могут вызвать неодобрение у родственников и тех, с кем они общаются. Но несмотря на это, их все-таки разведут.

Как происходит развод по мусульманским традициям?

В исламе можно выделить четыре вида разводов:

  • талак (инициируется мужчиной);
  • хуль (осуществляется женщиной);
  • мубараах (по взаимному согласию);
  • лиан (в случаях супружеской измены).

Последние два являются наиболее простыми в реализации, тогда как первые требуют выполнения определенных действий, с исполнением которых у некоторых возникают трудности.

Основные правила развода по шариату

Согласно исламской вере, для Аллаха нет ничего радостнее, чем, когда его рабы – верующие — живут в любви, мире и согласии.

Поэтому адептам данной религии предписывается стойко переносить все разногласия и трудности, возникающие внутри семьи.

А когда конфликты развиваются до состояния, при котором возможен развод, супруги и их близкие обязаны сделать все от них зависящее, чтобы прийти к примирению и не допустить расторжения брака.

Поэтому в исламе существует ряд правил, которые предписывается соблюсти при разводе. К каждой из сторон должны быть представлены судьи – доверенные лица супруга и супруги. Их задача – разобраться в конфликте и найти способ для примирения.

Однако, естественно, не всегда имеются возможности для нормализации отношений. Если в семье ситуация именно такова, мужчина имеет право развестись с женщиной – совершить талак. Он может быть выражен как в устной, так и письменной форме.

Вне зависимости от того, каким образом талак был выражен, мужчина обязан соблюдать период ожидания, который называется идда.

Его срок равняется 3 месяцам. На протяжении него мужчина и женщина не должны вступать друг с другом в интимные отношения даже в том случае, если в это время они живут в одном доме (хотя подобное запрещается, но по факту соблюдается не всегда).

Интересно то, что мужчина должен сказать талак трижды, при этом не разом, а с определенным временным промежутком – 1 раз за 1 период менструации женщины, то есть фактически – месяц. Также не считаются случаи, когда супруг сообщает о намерении развестись, когда у его супруги месячные.

В исламе у женщины тоже есть право развестись, но только если на то есть определенные основания. Подобный процесс называется хуль. При этом супруга обязана вернуть махр – ценный свадебный подарок. В случае с талаком он остается у жены. При этом, если к моменту развода махр еще не был полностью передан, мужчина обязан его предоставить в полном объеме.

По инициативе супруги развод может быть выполнен только в том случае, если на ее муже находится какая-то тяжелая вина.

Для достижения поставленной цели ей необходимо обратиться к судье и представить ему доказательства, достаточные для убеждения в достоверности приведенных доводов.

При этом уважительной причиной может являться исключительно то, что противоречит моральным правилам, установленным в исламской культуре.

Например, в качестве нее может выступать отречение от религии. Что касается случаев супружеских измен (Лиан), здесь жертва тоже обязана доказывать соответствующий факт. В качестве этого обычно используются показания четырех людей, которые не имеют своей заинтересованности в разводе супругов.

Развод в исламе по инициативе мужа

Существует два вида расторжения браков: талак раджгий и талак баин. В первом случае предусмотрена возможность возврата жены, тогда как во втором – таковая отсутствует.

Талак раджгий действует трижды. То есть, если он объявлялся единожды, мужчина может сказать своей бывшей жене «Я вернул тебя», и в результате семья будет считаться восстановленной.

Однако при этом у супруга останется только два талака. Но даже после третьего развода у мужчины все равно имеется возможность воссоединиться с супругой в период идды.

В случае с объявлением талак баин простой возможности сойтись нет. Это можно сделать только при соблюдении четырех условий:

  • женщина должна вновь должна вступить в брак, но за другого мужчину;
  • соответствующий союз обязан быть настоящим;
  • у нее не должно быть намерений развестись, чтобы потом вновь выйти замуж за предыдущего супруга:
  • нужно, чтобы в новой семье у нее были полноценные отношения, которые включают в том числе интимную близость.

Очень мало супругов впоследствии сходятся после талак баин. В частности, это связано с тем, что, как правило, женщины не хотят рвать отношения с новым мужем.

Можно ли дать развод, если супруга беременна?

Подобные меры разрешены в исламе. Подтверждением этого являются соответствующие строки в хадисе. В частности, там говорится о том, что Ибн Умар расторг отношения с супругой во время, когда у нее была менструация.

Пророк же сказал, чтобы он вернул свою жену, дождался окончания ее месячных, а развелся с нею, когда та будет беременна.

Среди мусульман не очень принято расторгать брак с женщиной, когда та вынашивает ребенка.

Это связано с порицанием мужчины, который решился на подобное действие.

В каких случаях женщина может требовать расторжения брака?

Супруга в исламе сравнительно обделена в правах.

Супруге дозволяется инициировать развод только в случаях измен мужа, и когда он не соблюдает моральные нормы.

При этом женщина обязательно должна доказывать, что мужчина является не очень хорошим семьянином или плохим мусульманином. Если ее доводы не смогут убедить судью, ей не позволят развестись.

Основные причины, почему мусульмане решают развестись?

В исламе существует такое понятие, как мубараах. В соответствии с ним супруги могут расторгнуть брак по взаимному согласию. Это самый простой способ выйти из официальных отношений.

Наиболее часто мубараах инициируется по следующим причинам:

  • ошибочный выбор супруга/супруги;
  • сватовство (вмешательство родителей);
  • взаимное неисполнение супружеских обязанностей;
  • не очень хорошее материальное положение;
  • отсутствие доверительных отношений.

При этом предпочтительно, чтобы муж и жена обоюдно приняли соответствующее решение. Однако при желании мужчина может развестись с женой и без ее согласия.

В то же время женщина, согласно мусульманским традициям, не может этого сделать.

С кем остаются дети?

Маленьких детей, как правило, оставляют матерям. Это обуславливается тем, что у женщин больше милосердия и терпения.

Мать обязана соблюсти ряд условий, чтобы ее дети были с ней. Ей нужно:

  • находиться в мусульманской вере;
  • не заниматься воровством, не вступать в половую связь вне замужества;
  • не иметь супруга махрама (близкого родственника).

Суд может не передать матери ее ребенка, если она имеет слабый рассудок и/или считается нечестной.

Если же по каким-то причинам соответствующая всем вышеприведенным критериям разведенная женщина не желает заниматься воспитанием своих детей, суд может передать их на опеку бабушке по линии матери. Бывают ситуации, когда и эта возможность недоступна. В таком случае дети могут быть переданы матери отца или его сестре.

Как можно убедиться, в исламе существуют достаточно жесткие ограничения на развод. При этом необходимо соблюсти ряд достаточно трудных в исполнении правил, чтобы его получить. Но мужчины все-таки находятся в более выгодном положении.

Единственная для них ощутимая трудность – это соблюдение трехмесячного периода воздержания. Менее значимая проблема – сдерживание родственниками, которые в мусульманских семьях оказывают большое влияние на семейную жизнь супругов.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 938-66-24, Санкт-Петербург +7 (812) 425-62-38, Регионы 8800-350-97-52

Источник: https://prozakon.guru/semejnoe-pravo/razvod/po-islamu.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.