Межевой план уточнение

Содержание

Уточнение границ земельного участка: порядок действий, правила

Межевой план уточнение

Последние изменения: Январь 2020

Уточнение границ земельного участка требуется при возникновении споров и судебных тяжб в отношении определенной части земли, граничащей с соседским наделом.

В процессе выполнения работ, кадастровые инженеры выявляют реальные границы и имеющиеся расхождения для дальнейшего согласования с заинтересованными лицами – представителями официальных структур и собственниками прилегающих земель.

Приобретая права на участок, иногда возникает потребность в уточнении существующей пограничной линии между собственностью и смежными наделами.

При подготовке к сделке покупатель требует получения точных сведений о земле, подтверждаемых документально.

Чтобы избежать проблем относительно чужих притязаний на часть территории, рекомендуется пройти процедуру уточнения местоположения границ и площади земельного участка, основываясь на положениях земельного и гражданского законодательства.

Особенности процедуры: для чего требуется

Уточнение пределов земли включает комплекс мероприятий, связанных с выявлением и юридической фиксацией точных характеристик объекта недвижимости – площади, конфигурации, местоположения согласно системе координат. В процессе определения пределов фиксируют поворотные точки надела, по которым определяется истинное расположение собственности.

В отличие от остальных вариантов документации на землю, с разнообразными характеристиками и показателями недвижимого имущества, уточнение границ призвано зарегистрировать объем и характер прав на конкретный земельный надел, защищая неприкосновенность пределов собственности.

Несоблюдение требований законодательства, отсутствие уточненных пределов, влечет следующие варианты негативных последствий:

  • Создание некоторых ограничений в праве на имущество, так как разнообразные мероприятия в отношении земли становятся недоступными. Владелец не вправе выполнить раздел, выдел, провести объединение со смежной землей.
  • Высокая вероятность споров, включая судебные разбирательства в отношении землевладельца, никак не защищенного от посягательств на граничащие с соседскими частями земель.
  • Риск предъявления притязаний на постройки, возведенные рядом с межой, требования соседей об их сносе. Особое внимание стоит уделить установлению границ, если планируется строительство капитального забора, т.к. в случае судебного оспаривания приграничной земли соседи вправе требовать сноса, и гарантий принятия судьей решения в пользу владельца забора нет.

Тема установления границ и принадлежности граничащих частей земли, не теряет своей актуальности. Не редкость случаи самовольного захвата чужих территорий, что ведет к расхождению между документами на участок и реальным положением вещей.

Из-за того, что закон не требовал обязательного уточнения границ в прошлом, в настоящий момент многие собственники наделов сталкиваются с неприятными разбирательствами с соседями, привлечением различных государственных структур, судебных инстанций, адвокатов и т.д. Избежать лишних трат и защитить свою территорию позволит уточнение границ земельного участка и регистрация местоположения объекта недвижимости.

Описание процедуры

Процесс уточнения пределов участка – сложен и требует определенных усилия со стороны собственника и затрат. Информация о последовательности шагов и различных нюансов исполнения каждого процесса, помогут избежать непредвиденных трудностей и определить собственный порядок действий:

  1. Сбор необходимой документации на землю, которая далее потребуется для межевого дела.
  2. Полученные сведения далее передаются в предварительно выбранную геодезическую организацию, чтобы изучить конкретную ситуацию и обстоятельства, при которых будут проводиться работы по установлению пограничных линий.
  3. Оповещение заинтересованных сторон о процедуре, сообщение места, времени. Правила требуют присутствия всех собственников прилегающих участков, согласовывая с ними линию между участками.
  4. Проведение кадастровым специалистом работ на выезде: съемка, измерения, учет расположения отдельных объектов, заборов.
  5. Линия границ определяется в присутствии заинтересованных сторон, а по завершении согласования подписывают акт об определении границ.
  6. Обработка полученных сведений и подготовка межевого плана участка.
  7. Урегулировав межевые вопросы, составленный документ направляют на проверку Кадастровой Палате, которая формирует новый кадастровый паспорт с указанием актуальных параметров и границ.

Уточнить пределы участка может собственник земли, имеющей статус «ранее учтенной». В дальнейшем, выданный документ дает полное право распоряжаться участком по собственному усмотрению, включая строительство и оформление в аренду, наследство и т.д.

К положительным моментам процедуры относят:

  • Более простая процедура купли-продажи, оформления иных юридически важных сделок, связанных с отчуждением и арендой.
  • Узаконивание фактических границ в соответствии с действующими требованиями.
  • Юридическая защита прав собственника, значительно снижающая риск судебных тяжб и отчуждения части земли из приграничной зоны.

На основании полученного документа землевладелец вправе получить новые документы, с учетом тех изменений, уменьшением, увеличением площади, согласованных при уточнении границ.

Кто инициирует уточнение границ земельного участка

Действия по определению пределов участка инициируют при обращении к кадастровым специалистам, в лицензированные геодезические организации.

Уточнение проводят на основании:

  • заявления от самого хозяина земли;
  • письменного обращения владельцев смежных территорий;
  • решение суда по земельным спорам;
  • при обращении местной администрации;
  • по инициативе уполномоченного госоргана, отвечающего за регистрацию имущественных прав по территории.

Документы для кадастрового специалиста

В связи с тем, что каждая ситуация с определением границ земли – индивидуальна, закон не устанавливает точного перечня для передачи сотруднику организации-исполнителя.

Некоторые из документов уже есть у землевладельца. Другие придется заказывать для подготовки к процедуре.

Основными бумагами для геодезической службы служат:

  • выписка из Кадастрового Реестра;
  • кадастровый паспорт;
  • документ, подтверждающий право на землю (свидетельство о праве собственности и т.д.);
  • бумага с информацией о присвоенном наделу адреса.

Рекомендуется уточнить список при предварительном посещении организации, обсудив детали и особенности установления границ в конкретном случае.

Полный перечень зависит от вида разрешенного землепользования, основания для получения имущественного права. В отдельных случаях собственникам приходится обращаться к записям из архива.

Перечень выездных работ кадастрового инженера

После согласования деталей процедуры, кадастровый инженер в назначенный день выполняет следующие кадастровые работы по уточнению границ земельного участка:

  1. Провести топографическую съемку.
  2. Сфотографировать надел с прилегающей территорией.

  3. Измерить расстояние между точками и угол наклона по отношению к горизонту.
  4. Определить контрольные точки с точным местоположением их и сопоставлением фактических границ с контрольными точками.

В качестве контрольных точек определяют спецмаячки GPS, используемые ориентиром для фиксации поворотных пунктов и точек на границе участка.

Исправление кадастровой ошибки

 

Ситуации, когда в результате проведения геодезических мероприятий выявляются случаи наложения границ участков, пересечения со смежными территориями, называют кадастровой ошибкой.

Для исправления несоответствия проводят дополнительные работы с межеванием, либо решают вопрос в судебной инстанции. Корректировка требуется не всегда, а лишь в случаях ощутимых расхождений.

Следующие обстоятельства требуют исправления кадастровых бумаг:

  • Обнаружены противоречия в информации, имеющейся в базе данных кадастрового учета.
  • Выявлено наложение участков по краям.
  • Есть нарекания к качеству выполнения кадастровых работ.
  • Естественное изменение территории вследствие происходящих с течением времени корректировок конфигурации участка с учетом особенностей рельефа и почвенного состава.
  • Допущение ошибок в топографических измерениях кадастровым специалистом.
  • Ошибки при обработке полученной информации и ее внесении в реестр.

Устранение ошибки требует предварительного определения причины. Если кадастровая ошибка появилась по вине действий специалиста по геодезии, ответственность за исправление возлагается на него с обязательством проведения новых замеров и обработки сведений по топографической съемке.

Если все расчеты и замеры выполнены верно, но по факту в базе Реестра появились искаженные данные, собственник обращается с требованием к Кадастровой Палате исправить ошибку.

В случае отказа от исправления, землевладелец получает официальный отказ в письменном виде, с дальнейшим проведением межевых работ за свой счет.

Далее получить возмещение дополнительных расходов можно через иск в отношении работников кадастровой службы в суд.

Бесплатный вопрос юристу

Нуждаетесь в консультации? Задайте вопрос прямо на сайте. Все консультации бесплатны/ Качество и полнота ответа юриста зависит от того, насколько полно и четко вы опишете Вашу проблему:

© 2020 zakon-dostupno.ru

Источник: https://zakon-dostupno.ru/zemlya/utochnenie-granits-zemelnogo-uchastka/

Уточнение местоположения границ земельного участка

Межевой план уточнение

Если возникает необходимость уточнения границ земельного участка, эти работы должны проводиться, согласно установленным требованиям законодательства. Соблюдение процедуры позволит исключить возможные претензии со стороны заинтересованных лиц и государственных чиновников.

Рассмотрим порядок уточнения границ земельного участка и внесения сведений в государственный реестр.

Что это такое

Уточнением прохождения границ земельного участка называют разновидность кадастровых работ в части установления координат контрольных точек надела, требующих:

  • привязку координатных точек к местности;
  • определение точной площади;
  • обозначение конфигурации.

Указанная процедура, кроме уточнения правильности обозначенных границ частных владений, позволяет увеличить участок за счет прилегающей бесхозной местности.

Уточнение местоположения границ земельного участка

В массовом порядке

Уточнение прохождения граничной межи регламентируется государственными нормативными актами. Данное решение было принято ввиду отсутствия в большинстве случаев узаконенных документов относительно размежевания земельных наделов.

По причине несоответствия фактической площади участков указанной в документах, многие владельцы вынуждены уступать в цене, теряя деньги при совершении сделок о продаже наделов. Решение этих проблем очень важно для нормализации земельного оборота в стране.

Поэтому одной из важных задач для местных властей — массовое уточнение размежевания участков, с привлечением кадастровых инженеров. Кадастровая палата выделяет этих специалистов исходя из полученных государственных заказов.

Основания для проведения

Может быть несколько оснований, позволяющих организовать проведение уточнения кадастровых границ земельного участка. Одно из наиболее предпочтительных — приобретение недвижимости с землей, особенно если предыдущий владелец оставил неуточненные документы относительно площади и конфигурации границ участка.

Также можно ссылаться на претензии соседей, претендующих на часть земли. Нередко владельцы граничных территорий подают исковое заявление в судебные инстанции, пытаясь присвоить часть земельного надела. Необязательно доводить дело до суда, если своевременно проведенное уточнение позволяет обоснованно доказать неправомерность претензий.

Нередко корректировка плана участка связана с допущенными ошибками в ходе уточнения границ, проведенных ранее. В этом случае работы придется выполнять повторно, но владельцу необходимо доказать обоснованность проведения данных работ.

Пошаговая инструкция

Несмотря на необходимость соблюдения установленной законом процедуры, организация работ не представляет особенной сложности, если все сделать правильно.

Начинать следует с подготовки, предусматривающей:

  1. подбор необходимого комплекта документов;
  2. согласование дат работы кадастровых инженеров;
  3. уточнение отдельных деталей;
  4. оповещение соседей и согласование с ними вопросов относительно доступа на пограничную территорию.

Непосредственно работы включают:

  1. визит кадастрового инженера и проведение съемок;
  2. измерения участка.

На завершающем этапе:

  1. анализируется полученная информация;
  2. владелец получает на руки документ по итогам выполненных работ;
  3. составляется межевой план земельного надела.

Читать так же:  Как переоформить квартиру на родственника?

В ходе предварительного изучения объекта кадастровый инженер должен уточнить отдельные нюансы и убедиться в достоверности имеющихся данных, включая результаты предыдущих замеров. Собственнику необходимо предъявить бумаги, подтверждающие право владения недвижимостью и землей.

Подписывая акт о выполненных работах, заказчик подтверждает согласие с результатами съемок. По итогам проведенных замеров и составления плана, документ предоставляется в кадастровую палату, где проводится завершающее изучение бумаг и их окончательное согласование. Продолжительность процедуры не превышает пятнадцать дней.

Как происходят работы?

При проведении работ кадастровые инженеры руководствуются следующими сведениями:

  • данными в государственном реестре;
  • генеральными, ситуационными планами, землеустроительными делами и другими документами, составленными при формировании надела;
  • сведениями, полученными при межевании участка;
  • гражданскими документами с давностью более пятнадцати лет;
  • фактическими разграничениями искусственных или естественных объектов, установленными более пятнадцати лет назад.

[/su_note]Важно! Но начинается процедура с определения постановки участка на кадастровый учет.[/su_note]

Подготовительный этап

Заказчику необходимо подать заявку, а после получения положительного ответа, заключить официальный договор с компанией, предоставляющей подобные услуги. Работы вправе выполнять кадастровые инженеры — специалисты, прошедшие соответствующую сертификацию и включенные в реестр, опубликованный на портале Росреестра.

Владелец должен предоставить специалистам:

  • государственное регистрационное свидетельство на объект недвижимости;
  • кадастровую выписку по форме В-1.

Также предоставляется другая документация, подтверждающая прохождение границ территории, имеющаяся в наличии.

Клиент оплачивает предстоящие работы.

Работы на местности

Не позже недели до предстоящего визита кадастровых инженеров, владелец участка должен известить соседей о предстоящем уточнении границ. Уведомление производится любым доступным способом. Если отсутствует возможность личного контакта, извещение посылается по почте, размещаются соответствующие объявления в средствах массовой информации.

Специалисты проводят замеры с определением координат ключевых точек по установленному ограждению или с помощью вбитых кольев, если отсутствует разделение участков. Владелец получает межевые обозначения, указанные в акте выполненных работ или под расписку.

Соседи должны письменно подтвердить согласие с результатами замеров. На обратной стороне кадастрового плана составляется акт, подтверждающий согласование документа с заинтересованными лицами, владеющими соседними участками:

  • собственниками сопредельных территорий, прежде не размежеванных;
  • владельцем данного надела;
  • представителя органов местного самоуправления, если рядом располагаются государственные территории;
  • кадастровым инженером, выполнявшим работы.

Акт согласования — обязательный документ, без которого проведенные работы не признаются действительными. Согласно закону, он в обязательном порядке прикладывается к кадастровому плану при регистрации в ЕГРН по результатам уточнения границ земельного участка.

Подготовка межевого плана

Межевой план составляется кадастровым инженером, по результатам произведенных измерений. Исходные данные включаются, исходя из следующей информации:

  • реквизитов справочной документации, подтверждающей фактически обозначенные границы с указанием дат оформления бумаг (предоставление копий не требуется);
  • обоснования, почему применялись указанные документы;
  • описания объектов природного или искусственного происхождения, расположенных непосредственно на участке или рядом с его границами.

Читать так же:  ​​Наследование доли в квартире

Документ оформляется на бумаге или в электронном формате. В последнем случае для его защиты выполняется электронная подпись составителя.

Внесение изменений в ЕГРН

На заключительном этапе вносится уточняющая информация в ЕГРН. Владельцем подается заявление, сопровождаемое межевым планом, актом согласования, кадастровым паспортом и документом, подтверждающим право владения земельным участком.

Обращение возможно:

  • посредством МФЦ;
  • через портал Госуслуги, при наличии подтвержденной регистрации;
  • личным визитом, в том числе доверенного представителя по нотариально оформленной доверенности;
  • почтой, с нотариальным удостоверением направленных копий.

Внесение госпошлины при этом не требуется. Регистрация занимает не более десяти дней.

Где заказать услугу?

Подрядчика можно выбрать на официальном сайте Росреестра, из числа организаций, размещенных на странице с указанием электронных услуг и сервисов. Кроме частных компаний, можно воспользоваться услугами государственных БТИ, но в этом случае работы обойдутся дороже.

Стоимость

Цена выполнения работ устанавливается заключенным сторонами договором. Стоимость зависит от следующих факторов:

  • месторасположения надела;
  • площади участка;
  • конфигурации и количества координатных точек;
  • особенностей рельефа;
  • местных условий для оформления бумаг;
  • сезона выполнения работ;
  • наличия спорных ситуаций с соседями.

С учетом перечисленных нюансов, владельцу может потребоваться сумма от 5 до 8 тысяч рублей. В Москве и области стоимость может быть больше, либо при наличии дополнительных особенностей, влияющих на величину расценок.

Необходимые документы

Пакет документов, необходимых для кадастровую палату, должен быть укомплектован:

  • ксерокопией гражданского паспорта владельца;
  • свидетельством о праве собственности на земельный участок;
  • кадастровыми документами, оформленными ранее (при их наличии);
  • общим планом застройки земли;
  • проектом межевания (если он составлялся).

Но указанный комплект не окончательный.

Заявление

При обращении собственник составляет заявление с просьбой об уточнении границ земельного участка с указанием:

  • адресата — организации и руководителя, куда подается документ;
  • просьбы о выполнении соответствующих работ;
  • оснований, в связи с которыми возникла необходимость уточнения границ.

Документ составляется непосредственно во время обращения в компанию.

Сроки

Продолжительность выполнения работ во многом зависит от заявителя — насколько полно и оперативно подготовлены необходимые документы, оповещены соседи. Если не затягивать с подготовкой, работы будут выполнены в течение пятнадцати дней.

На что обратить внимание?

Собственник должен учитывать, что уточнение границ не предусматривает формирование нового участка, а только подтверждает правомерность размежевания существующего надела. Указанные ситуации отличаются формой межевого плана, согласно государственным регламентирующим документам.

Но в ходе уточнения расположение границ и площадь земельного участка может быть увеличена в пределах десяти процентов от существующих, в случае, если на сопредельную территорию никто не претендует.

В регистрации может быть отказано, если кадастровый инженер не обоснует правомерность определения координат, согласно документации, подтверждающей эти сведения.

В случае отказа, владелец может обратиться с жалобой вышестоящему руководству или подать исковое заявление в судебную инстанцию о неправомерности отклонения бумаг об уточнении границ земельного участка.

Уточнение с увеличением площади

Участок можно увеличить только за счет земли с отсутствующим владельцем. Земельный надел увеличивается после приобретения прилегающей площади или в рамках государственной программы.

Читать так же:  Исковое заявление об установлении факта принятия наследства

Процедура предусматривает уплату государственной пошлины и проведения межевания надела. Документы вместе с заявлением подаются в кадастровую палату на регистрацию.

Уменьшение площади при межевании

Площадь может быть уменьшена, при наличии соответствующих претензий от владельцев соседних участков или наличии ошибок в кадастровых документах.

Условия проведения процедуры аналогичны ситуации с увеличением площади надела.

Участок, не поставленный на кадастровый учет

Отсутствие участка на кадастровом учете не препятствует уточнению его границ. В этом случае необходимо предоставить документацию, подтверждающую право владения недвижимостью, и согласие соседей на выполнение указанных работ.

Если собственник ответственно подойдет к организации уточнения местоположения границ земельного участка, выполнение работ не представляет большого труда. Главное — собрать необходимый комплект документов и исключить возможные спорные ситуации с соседями.

Источник: https://zakonoved.su/%D1%83%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86-%D0%B7%D0%B5%D0%BC.html

Что такое уточнение границ земельного участка

Межевой план уточнение

Здравствуйте, уважаемые читатели.

В продолжение темы о границах и площади земельного участка разбираемся с тем, что такое уточнение границ земельного участка и для чего это мероприятие нужно.

Какого-либо определения термина «уточнение границ земельного участка» законодательство не содержит. Поэтому, понимать его надо буквально.

Уточнение – то есть уточнять что-либо, конкретизировать.

Границы земельного участка – это сведения об описании конкретного места на земной поверхности где фактически расположен участок.

В итоге мы получаем, что уточнение границ земельного участка – это приведение неправильных или отсутствующих сведений о границах участка в соответствии с его реальным расположением и внесение этих сведений в ЕГРН. Одновременно с уточнением границ земельного участка уточняется и его площадь.

Для более простого понимания приведу наглядный пример.
Предположим, в 1990 г. земельный участок сельскохозяйственного назначения был предоставлен так:

Будем считать, что по периметру участок окружен канавой.

В 2005 году в результате массовой инвентаризации муниципальных земель в ЕГРН были внесены сведения о границах участка таким образом:

Получается, что в ЕГРН сведения о границах участка внесены. Но они не соответствуют:

  • его реальному расположению на местности, определенному в момент его образования;
  • расположению канавы, которая является межевым знаком и фиксирует реальное расположение участка на местности.

Уточнением границ земельного участка сведения об их описании, внесенные в ЕГРН, будут приведены в соответствие с его реальным местоположением на местности, то есть вот так:

Процедура уточнения границ земельного участка относится к разновидностям кадастровых работ и выполняется кадастровыми инженерами.

Эта процедура не является обязательной, т. е. никто не вправе заставлять собственника земельного участка уточнять границы. Никаких штрафов или санкций за это не предусмотрено. Но, нужно понимать, что собственник несет весь риск, связанный с недостоверностью сведений о границах участка, внесенных в ЕГРН.

2. Случаи, когда нужно уточнять границы земельного участка

Уточнять границы земельного участка рекомендуется в следующих случаях:

  • Если участок стоит на кадастровом учете, но сведения о его границах в ЕГРН отсутствуют.
  • Если внесенные в ЕГРН сведения о границах земельного участка являются недостоверными.
  • Если в сведениях о границах участка имеется реестровая (кадастровая) ошибка.
  • Если координаты характерных точек границ участка определены с точностью ниже нормативной, либо сведения о точности координат в ЕГРН отсутствуют вообще.
  • Если внесенные в ЕГРН сведения о координатах одной из характерной точки не позволяют однозначно вынести ее на местность.

Рассмотрим эти случаи подробнее.

1. Участок стоит на кадастровом учете, но сведения о его границах в ЕГРН отсутствуют.

Такие ситуации случаются только с участками, которые были образованы до 2001 года и имеют статус «ранее учтенный». Не знаю, может быть на просторах родины и есть участки, которые после 2001 года были образованы без описания границ, но мне такие не попадались.

Если вы не знаете, есть ли в ЕГРН сведения о границах вашего участка, то определить их отсутствие можно довольно просто — открыть публичную кадастровую карту и посмотреть.

Если сведения о местоположения границ участка в ЕГРН не внесены, то вы увидите следующее:

На мой взгляд, в настоящий момент это самый быстрый и простой способ.

Если заказать на подобный участок выписку из ЕГРН, то раздел «Описание местоположения земельного участка» в ней будет пустым, а в графе «Особые отметки» будет указано «Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства».

2. Внесенные в ЕГРН сведения о границах земельного участка являются недостоверными.

Как правило, такие сведения вносятся в ЕГРН не по результатам кадастровых работ, а по результатам массовой инвентаризации муниципальных земель. Площадь таких участков является декларированной.

Вот так подобные участки выглядят на публичной кадастровой карте:

Можно увидеть, что площадь участка является декларированной, а границы участка не соответствуют его реальному положению на местности, так как пересекают объекты капитальных строений. В выписке из ЕГРН на такие участки в графе «Особые отметки» будет указано «Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства».

3. В сведениях о границах участка имеется реестровая (кадастровая) ошибка.

Реестровая (кадастровая) ошибка – это внесенная в ЕГРН либо ошибка, допущенная кадастровым инженером в межевом плане при описании местоположения границ участка, либо иным лицом в документах, которые был предоставлены в орган регистрации прав, на основании которых в ЕГРН были внесены сведения о местоположении границ участка.

Просто так наличие реестровой ошибки установить нельзя. Для этого необходимо анализировать всю землеустроительную документацию на участок и сравнивать сведения о границах участка, внесенные в ЕГРН, с его фактическим расположением.

Если кадастровый инженер сообщил вам, что в описании границ земельного участка есть реестровая (кадастровая) ошибка, то провести уточнение границ земельного участка рекомендуется.

4. Координаты характерных точек границ участка определены с точностью ниже нормативной, либо сведения о точности координат в ЕГРН отсутствуют вообще.

Для каждой категории земель законом определена максимальная допустимая погрешность координат характерных точек.

Например, для населенных пунктов это 0.1 м, для земель сельскохозяйственного назначения 2,5 м.

Определение координат характерной точки с точностью ниже установленной свидетельствует о недостоверности сведений о границах. Точно также об этом свидетельствует и отсутствие сведений о погрешности точки вообще.

Вот так будут выглядеть сведения в отношении участка в выписке из ЕГРН с отсутствием погрешности координат:

А вот так, когда координаты точек определены с точностью ниже установленной:

Это участок сельскохозяйственного назначения. Как видно, погрешность координат 7,5 м, тогда как требуется не ниже 2,5 м.

5. Внесенные в ЕГРН сведения о координатах одной из характерной точки не позволяют однозначно вынести ее на местность.

Такие ситуации хоть и редко, но случаются. Например, когда координаты X и Y не соотносятся друг с другом, т. е. не совпадают в одной точке. Или у одной точки содержатся несколько значений координат.

3. Межевание или уточнение границ земельного участка?

Очень часто процедуру уточнения границ земельного участка именуют межеванием. Даже многие судьи отождествляют эти понятия.

Но правильно ли это? Действительно ли, межевание и уточнение границ земельного участка это одно и то же. Я считаю, что нет – это разные понятия и разные процедуры.

Определение понятие «межевание» содержится в разделе I «Общие положения» Инструкция по межеванию земель, утв. Роскомземом 08.04.1996 г.:

Межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади.

Источник: https://jurist-goraynov.ru/chto-takoe-utochnenie-granic-zemelnogo-uchastka/

По вопросу уточнения местоположения границ земельного участка, Письмо Минэкономразвития России от 27 апреля 2017 года №ОГ-Д23-4928

Межевой план уточнение

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее – Департамент недвижимости) сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г.

N 437 (далее – Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности.

Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

В указанный в обращении период с 1 января 2012 года по 31 января 2013 года государственный кадастровый учет земельных участков осуществлялся в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” (с 1 января 2017 г. “О кадастровой деятельности”, далее – Закон N 221-ФЗ).

Согласно части 7 статьи 38 Закона N 221-ФЗ (в редакции до 1 января 2017 г.) местоположение границ земельного участка устанавливалось посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

При этом значения таких координат должны были соответствовать установленным на основании Закона N 221-ФЗ (в редакции до 1 января 2017 г.) требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.

Таким образом, уточнение местоположения границ земельного участка осуществляется посредством уточнения координат характерных точек его границ.

Исходя из комплексного анализа положений части 3 статьи 25, части 4 статьи 27, частей 7, 9 статьи 38 Закона N 221-ФЗ (в редакции до 1 января 2017 г.), уточнение местоположения границ земельного участка допускалось в следующих случаях:

– при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка;

– в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;

– в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в государственном кадастре недвижимости содержатся несколько значений координат указанной характерной точки);

– при исправлении кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости.

При этом Законом N 221-ФЗ не предусматривалось установление допустимых пределов изменения значений координат характерных точек границ земельного участка при их уточнении.

Согласно части 8 статьи 38 Закона N 221-ФЗ (в редакции до 1 января 2017 г.) при уточнении границ земельного участка, их местоположение определялось исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании, при отсутствии таких документов в соответствии с иными документами, указанными в пункте 67 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. N 412 (далее – Требования, утратил силу с 1 января 2017 года в связи с изданием приказа Минэкономразвития России от 21 ноября 2016 г. N 733), подтверждающими фактическое местоположение границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет.

Документами, определявшими местоположение границ земельных участков при их образовании, а также документами, позволяющими подтвердить существование границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет, могут быть любые документы, изданные уполномоченным органом (организацией), отвечающие требованиям законодательства, действовавшего в месте издания соответствующего документа на момент его издания, и подтверждающие образование земельного участка или соответственно фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.

В частности, в качестве вышеуказанных документов, подтверждающих существование на местности границ земельных участков пятнадцать и более лет могут быть использованы ситуационные планы, содержащиеся в технических паспортах объектов недвижимости, расположенных на таких земельных участках, подготовленных органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации; материалы лесоустройства, планово-картографические материалы, имеющиеся в районных органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства, городских, поселковых, сельских органах местной администрации; документы по территориальному планированию (в том числе планшеты) муниципальных образований (схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов); проекты организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения; и иные документы.

При этом в случае отсутствия указанных в части 9 статьи 38 Закона N 221-ФЗ (в редакции до 1 января 2017 г.

) документов или отсутствия в таких документах сведений, позволяющих определить местоположение уточняемых границ земельного участка, согласно пункту 67 Требований их местоположение определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.

В данном случае согласно пункту 67 Требований в разделе межевого плана “Заключение кадастрового инженера” в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.

Дополнительно отмечаем, что ответственность за внесенные в межевой план сведения несет кадастровый инженер, подготовивший такой межевой план (часть 4 статьи 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Государственный кадастровый учет земельного участка в связи с уточнением местоположения границ земельного участка осуществляется на основании представленного в орган кадастрового учета заявления и подготовленного кадастровым инженером межевого плана (статья 13, 14, 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”).

Требования к подготовке межевого плана, утверждены приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. N 921.

Согласно части 1 статьи 39 Закона N 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном Законом N 221-ФЗ порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 статьи 39 Закона N 221-ФЗ, в случае если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН).

Дополнительно отмечаем, что в порядке, установленном Законом N 221-ФЗ, должно быть согласовано местоположение границ земельных участков, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (независимо от наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на указанные земельные участки либо сведений о координатах характерных точек их границ или иного описания местоположения границ), если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ таких земельных участков.

Согласно части 2 статьи 39 Закона N 221-ФЗ предметом согласования местоположения границ земельных участков является определение местоположения границы земельного участка, одновременно являющейся границей другого земельного участка.

В связи с изложенным, если земельный участок граничит с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности (не с земельными участками), то согласование местоположения в отношении такой границы в порядке, установленном Законом N 221-ФЗ, не проводится.

Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана (часть 1 статьи 40 Закона N 221-ФЗ).

Согласование местоположения границ согласно части 3 статьи 39 Закона N 221-ФЗ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:

– собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);

– пожизненного наследуемого владения;

– постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);

– аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

Согласно пункту 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации” (далее – Закон N 137-ФЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:

органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных указанным пунктом;

органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных указанным пунктом;

органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных указанным пунктом;

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в отношении земельных участков, расположенных в границах указанных субъектов, если законами указанных субъектов не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя;

федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог федерального значения;

федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 3.4 Закона N 137-ФЗ;

органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

Учитывая изложенное, заинтересованным лицом при согласовании местоположения границ земельных участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности (если такие земельные участки не предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, а также гражданам или юридическим лицам (за исключением муниципальных учреждений, казенных предприятий) в постоянное (бессрочное) пользование либо в аренду на срок менее пяти лет) являются:

орган местного самоуправления, если земельные участки находятся в муниципальной собственности или государственной собственности до ее разграничения в предусмотренных абзацами 2-5 пункта 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ случаях;

органы федеральной исполнительной власти, если земельные участки находятся в федеральной собственности или государственной собственности до ее разграничения, в предусмотренных абзацами 6, 7 пункта 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ случаях;

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, если земельные участки находятся в собственности субъекта Российской Федерации или государственной собственности до ее разграничения, в предусмотренных абзацами 5, 8 пункта 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ случаях.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (далее – Закон) к муниципальным образованиям относятся городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.

Полномочия муниципального образования, в том числе на распоряжение земельными участками и участие в согласовании местоположения границ земельных участков определяются уставом такого муниципального образования.

Электронный текст документаподготовлен АО “Кодекс” и сверен по:официальный сайтМинэкономразвития Россииwww.economy.gov.ru

по состоянию на 06.07.2017

Источник: http://docs.cntd.ru/document/456075915

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.