Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством

Согласование границ при межевании участка

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством

Как бы ни менялось законодательство в сфере земельных отношений, одним из обязательных требований остается согласование местоположения границ земельного участка с соседями (смежными землепользователями).

Федеральный закон N 221-ФЗ от 24.07.2007 «О кадастровой деятельности»

Статья 39. Порядок согласования местоположения границ земельных участков

Процедура согласования границ — это важнейший этап межевания, при выполнении  которого необходимо учесть малейшие детали.

Пример из практики:

В одно время, к знакомому (участок 34) обращается сосед (участок 35) с просьбой расписаться в акте согласования, так как межует свой участок. Говорит, что граница совпадает с забором, который стоит между участками уже много лет.

Приносит бумаги, просит поставить подпись в акте, заверяет, что все в порядке. Знакомый ставит подпись в акте, на слово верит, что согласованная юридическая граница будет проходить по стоявшему много лет забору.

Никаких копий документов себе не оставляет.

Проходит несколько лет. Знакомый задумывает продать свой участок и перед продажей решает тоже сделать межевание, для меньшего количества вопросов перед покупателями.

Обращается к кадастровому инженеру, который делает геодезическую съемку земельного участка, запрашивает в Росреестре сведения о границах смежных участков и составляет по итогу сводный план с обозначением фактической границы участка знакомого и кадастровых границ смежных участков.

Результат:

Что в итоге получилось?

Сосед (участок 35), неизвестно намеренно или случайно, установил границу своего участка, захватив часть территории участка знакомого (участок 34). В тыльной части наложение границ — 2.2 м, а в фасадной – 3.2 м. Площадь захвата – 107 кв.м.

Конечно налицо кадастровая ошибка, только вот исправить ее не так просто. Сосед говорит, что у него все правильно и подпись знакомого в его акте имеется. Почему так получилось, не знает. Кадастровый инженер, который делал межевание соседу, уже не работает.

План действий при ошибки кадастрового инженера:

Если полюбовно договорится не удастся, то этот вопрос придется решать в суде, а это непредсказуемое время и непредвиденные издержки. Ну и, в общем, история малоприятная, когда выясняется, что кто-то забрал у тебя твои законные квадратные метры.

Что важно сделать при согласовании границы участка?

Первый этап:

При согласовании, необходимо убедится, как на местности располагается согласуемая граница участка.

Это можно сделать двумя способами:

  1. Получить от кадастрового инженера соседа его план границ, с координатами характерных точек в государственной системе координат. При необходимости вы сможете обратиться к независимому кадастровому инженеру и выполнить проверку местоположения границы между вашими участками;
  2. Установить на местности межевые знаки и получить акт закрепления границ от кадастрового инженера соседа, с указанием тех же координат характерных точек.

Все документы должны иметь дату и подпись-печать кадастрового инженера и хранится у вас. В случае последующих спорных моментов, у вас будут материалы, которые помогут разобраться в ситуации.

В настоящий момент местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Это есть, однозначное описание местоположение границы участка в государственной системе координат, хотя и не единственное. При наличии координат точек, границу можно восстановить на местности с надлежащей точностью.

Как альтернативный вариант, можно использовать схему привязки межевых знаков к четким контурам объектов, существующих на местности (при их наличии). Такими контурами могут быть, например угол капитального здания, центр люка колодца, столб ЛЭП и т.д.

Однако необходимо понимать, что в силу естественных изменений (например реконструкции), объекты могут изменить свое местоположение и тогда путем контрольных промеров, восстановить местоположение границы с необходимой точностью, будет затруднительно.

Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Статья 22. Требования к межевому плану

Второй этап:

Необходимо обратится в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) с заявлением о внесении в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) вашего почтового и электронного адреса и впоследствии убедиться, что адрес надлежащим образом внесен.

Для чего нужно обращаться в МФЦ?

При наличии у вас недобросовестных соседей или вашего малого присутствия на участке, согласование границы соседнего участка с вашей стороны, могут провести через объявление в местной газете, которую вы конечно не читаете. Закон в этом случае, нарушен не будет.

При наличии вашего адреса в реестре недвижимости, по закону, вам должны обязательно направить извещение о согласовании границ, таким образом вы будете в курсе происходящего и сможете выразить свое согласие или представить возражение по уточняемой границе.

Как обезопасить себя от случайных кадастровых ошибок в чужих участках?

В силу особенностей кадастровых работ при межевании, кадастровые ошибки случаются достаточно часто.

Во избежание обозначенных сложностей, конечно необходимо отмежевать свой участок (внести сведения о границе участка в ЕГРН) первым.

При наличии в реестре недвижимости координат характерных точек границы вашего участка, вы будете лучше всего защищены от кадастровых ошибок ваших соседей.

C помощью сервиса публичная кадастровая карта  можно будет убедится, что ваш участок учтен в реестре и его границы надлежащим образом установлены.

При запросе в Росреестр, сведения о границе вашего участка будут выданы в соответствующей выписке и будут учитываться в обязательном порядке при уточнении границ смежных участков. Оспорить местоположение границ можно будет только в судебном порядке.

В кадастре популярна такая поговорка: «кто раньше встал, того и тапки». Действительно, собственник, установивший границы своего участка, получает уверенность в своих правах на недвижимость и как следствие гарантию неприкосновенности границ участка. Установленные границы участка исключают захват земли недобросовестными лицами, а также защищают от земельных споров с соседями.

При оформлении границ земельного участка специалисты компании Инженер План окажут профессиональную помощь в подготовке межевого плана. Мы проконсультируем и поможем клиенту на каждом этапе выполнения его задачи.

Санкт-Петербург, м.Черная речка, Сестрорецкая улица, д.8, офис 11.

+7 (812) 9627600

+7 (931) 9639739

info@ingeoplan.ru

Источник: https://IngeoPlan.ru/2018/05/27/soglasovanie-granits-pri-mezhevanii-uchastka/

По вопросу уточнения местоположения границ земельного участка, Письмо Минэкономразвития России от 27 апреля 2017 года №ОГ-Д23-4928

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее – Департамент недвижимости) сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г.

N 437 (далее – Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности.

Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

В указанный в обращении период с 1 января 2012 года по 31 января 2013 года государственный кадастровый учет земельных участков осуществлялся в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” (с 1 января 2017 г. “О кадастровой деятельности”, далее – Закон N 221-ФЗ).

Согласно части 7 статьи 38 Закона N 221-ФЗ (в редакции до 1 января 2017 г.) местоположение границ земельного участка устанавливалось посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

При этом значения таких координат должны были соответствовать установленным на основании Закона N 221-ФЗ (в редакции до 1 января 2017 г.) требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.

Таким образом, уточнение местоположения границ земельного участка осуществляется посредством уточнения координат характерных точек его границ.

Исходя из комплексного анализа положений части 3 статьи 25, части 4 статьи 27, частей 7, 9 статьи 38 Закона N 221-ФЗ (в редакции до 1 января 2017 г.), уточнение местоположения границ земельного участка допускалось в следующих случаях:

– при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка;

– в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;

– в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в государственном кадастре недвижимости содержатся несколько значений координат указанной характерной точки);

– при исправлении кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости.

При этом Законом N 221-ФЗ не предусматривалось установление допустимых пределов изменения значений координат характерных точек границ земельного участка при их уточнении.

Согласно части 8 статьи 38 Закона N 221-ФЗ (в редакции до 1 января 2017 г.) при уточнении границ земельного участка, их местоположение определялось исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании, при отсутствии таких документов в соответствии с иными документами, указанными в пункте 67 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. N 412 (далее – Требования, утратил силу с 1 января 2017 года в связи с изданием приказа Минэкономразвития России от 21 ноября 2016 г. N 733), подтверждающими фактическое местоположение границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет.

Документами, определявшими местоположение границ земельных участков при их образовании, а также документами, позволяющими подтвердить существование границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет, могут быть любые документы, изданные уполномоченным органом (организацией), отвечающие требованиям законодательства, действовавшего в месте издания соответствующего документа на момент его издания, и подтверждающие образование земельного участка или соответственно фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.

В частности, в качестве вышеуказанных документов, подтверждающих существование на местности границ земельных участков пятнадцать и более лет могут быть использованы ситуационные планы, содержащиеся в технических паспортах объектов недвижимости, расположенных на таких земельных участках, подготовленных органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации; материалы лесоустройства, планово-картографические материалы, имеющиеся в районных органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства, городских, поселковых, сельских органах местной администрации; документы по территориальному планированию (в том числе планшеты) муниципальных образований (схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов); проекты организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения; и иные документы.

При этом в случае отсутствия указанных в части 9 статьи 38 Закона N 221-ФЗ (в редакции до 1 января 2017 г.

) документов или отсутствия в таких документах сведений, позволяющих определить местоположение уточняемых границ земельного участка, согласно пункту 67 Требований их местоположение определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.

В данном случае согласно пункту 67 Требований в разделе межевого плана “Заключение кадастрового инженера” в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.

Дополнительно отмечаем, что ответственность за внесенные в межевой план сведения несет кадастровый инженер, подготовивший такой межевой план (часть 4 статьи 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Государственный кадастровый учет земельного участка в связи с уточнением местоположения границ земельного участка осуществляется на основании представленного в орган кадастрового учета заявления и подготовленного кадастровым инженером межевого плана (статья 13, 14, 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”).

Требования к подготовке межевого плана, утверждены приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. N 921.

Согласно части 1 статьи 39 Закона N 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном Законом N 221-ФЗ порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 статьи 39 Закона N 221-ФЗ, в случае если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН).

Дополнительно отмечаем, что в порядке, установленном Законом N 221-ФЗ, должно быть согласовано местоположение границ земельных участков, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (независимо от наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на указанные земельные участки либо сведений о координатах характерных точек их границ или иного описания местоположения границ), если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ таких земельных участков.

Согласно части 2 статьи 39 Закона N 221-ФЗ предметом согласования местоположения границ земельных участков является определение местоположения границы земельного участка, одновременно являющейся границей другого земельного участка.

В связи с изложенным, если земельный участок граничит с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности (не с земельными участками), то согласование местоположения в отношении такой границы в порядке, установленном Законом N 221-ФЗ, не проводится.

Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана (часть 1 статьи 40 Закона N 221-ФЗ).

Согласование местоположения границ согласно части 3 статьи 39 Закона N 221-ФЗ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:

– собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);

– пожизненного наследуемого владения;

– постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);

– аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

Согласно пункту 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации” (далее – Закон N 137-ФЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:

органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных указанным пунктом;

органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных указанным пунктом;

органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных указанным пунктом;

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в отношении земельных участков, расположенных в границах указанных субъектов, если законами указанных субъектов не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя;

федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог федерального значения;

федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 3.4 Закона N 137-ФЗ;

органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

Учитывая изложенное, заинтересованным лицом при согласовании местоположения границ земельных участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности (если такие земельные участки не предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, а также гражданам или юридическим лицам (за исключением муниципальных учреждений, казенных предприятий) в постоянное (бессрочное) пользование либо в аренду на срок менее пяти лет) являются:

орган местного самоуправления, если земельные участки находятся в муниципальной собственности или государственной собственности до ее разграничения в предусмотренных абзацами 2-5 пункта 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ случаях;

органы федеральной исполнительной власти, если земельные участки находятся в федеральной собственности или государственной собственности до ее разграничения, в предусмотренных абзацами 6, 7 пункта 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ случаях;

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, если земельные участки находятся в собственности субъекта Российской Федерации или государственной собственности до ее разграничения, в предусмотренных абзацами 5, 8 пункта 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ случаях.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (далее – Закон) к муниципальным образованиям относятся городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.

Полномочия муниципального образования, в том числе на распоряжение земельными участками и участие в согласовании местоположения границ земельных участков определяются уставом такого муниципального образования.

Электронный текст документаподготовлен АО “Кодекс” и сверен по:официальный сайтМинэкономразвития Россииwww.economy.gov.ru

по состоянию на 06.07.2017

Источник: http://docs.cntd.ru/document/456075915

Межевание земельных участков

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством

Владение, распоряжение недвижимостью и защита прав на нее предполагают, что собственник должен обладать полной информацией о принадлежащих ему объектах недвижимости и земельных участках, с учетом точного описания границ своего недвижимого имущества. Ведь всем известен постулат: «Ваше право заканчивается там, где начинается право другого».

Так как же определяется и кем устанавливается эта своеобразная черта между «мое» и «твое»?! Если вы задумались над этим вопросом применительно к земельному участку, то мы поможем вам разобраться в этом вопросе, рассказав о процедуре межевания.

1. Понятие межевания

Для обозначения разделительной черты между «моим» земельным участком и чужим в обиходе и законодательстве параллельно используются такие термины, как межа и граница, а также производные от них: межевать, устанавливать границу, определять местоположение границы и т.д.

Как показывает практика консультирования, термин «межевать» вызывает наибольшее количество вопросов. Между тем, в нём нет ничего загадочного. Толкование этого слова содержится во многих словарях, при этом его общий смысл везде одинаков. Например, по толковому словарю русского языка Ушакова Д.Н.

, «Межевать – это проводить межи на чем-нибудь, устанавливать границы чего-нибудь (земельных владений)». А в словаре русского языка по редакцией Евгеньевой А.П.

приводится следующее определение: «Межева́ние (землемерие, арпантаж) — геодезический способ определения границ земельного участка в горизонтальной плоскости».

Приведенные толкования раскрывают суть понятия межевания, но не касаются юридической стороны вопроса. А это очень важный аспект, который нельзя игнорировать, поскольку фактическая и юридическая граница имеют различное значение и не всегда совпадают.

Фактическими границами земельного участка признаются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и сложившиеся с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Юридическая граница – это установленная граница, сведения о местоположении которой содержатся в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах и Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).

При этом юридические границы могут быть как точными (с координатным описанием), так и декларированными (без координат, но имеющие описание прохождения такой границы).

Так вот, как раз юридическая граница и является результатом межевания.

2. Межевание как составная часть кадастровых работ

Межевание как составная часть кадастровых работ может проводиться и при установлении местоположения границы, и при уточнении ранее установленных границ. Местоположение границ устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ и деления их на части (отрезки), при проведении геодезических работ.

Нередко приходится слышать рассуждения типа: «Зачем межевание в принципе нужно? Закон ведь не содержит требование, чтобы граница обязательно была отмежевана. Тем более, что проблем с соседями вроде бы нет…».

Конечно, все так. Но, тем не менее, есть ситуации, когда это сделать придется.

Установление (определение) границы необходимо:

  • при образовании участка из земель, для объединения с другим участком, раздела участка, выдела участка из массива земли в общей долевой собственности, преобразования участка путем перераспределения с землями;
  • во избежание штрафных санкций, если преднамеренно или по ошибке используется прилегающая к участку территория.

Под уточнением границ земельного участка понимается   государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, если сведения об участке содержатся в ЕГРН, но при этом не соответствуют установленным Законом требованиям к их описанию.

Уточнение проводится в случаях:

  • наличия реестровых ошибок;
  • если в документах местоположение (прохождение) границы носит описательный характер;
  • если ранее определение местоположения границы проведено инструментально с точностью вычисления координат узловых и поворотных точек этой границы ниже нормативной для конкретных целей использования участка;
  • в ЕГРН содержатся несколько значений координат одной и той же точки, что не позволяет однозначно определить ее местоположение на местности.

В любом случае, как при установлении, так и при уточнении границы необходимо участие квалифицированного специалиста – кадастрового инженера, который проведет работы и подготовит необходимый правильный документ – межевой план.

Подготовленный межевой план должен обязательно содержать сведения о проведении согласования границ земельного с хозяевами граничащих участков в виде Акта согласования местоположения границ земельного участка, в котором указывается его кадастровый номер, площадь после уточнения границ, прохождение (проложения) границ, и подписи соседей.

3. Вынос точек с привязкой в натуру

Как составная часть работы кадастрового инженера существует еще и такая процедура, как вынос точек с привязкой в натуру (закрепление границы на местности с составлением соответствующего акта). Этот вид геодезических работ осуществляется:

  • непосредственно при проведении работ по установлению границ;
  • в случаях, когда значения координат точек планируемой границы были определены не с помощью геодезического прибора, а картометрическим или аналитическим способами;
  • при возникновении пограничных споров;
  • при освоении земельного участка перед началом его застройки, чтобы соблюсти все нормы отступов от его границ и не нарушить права соседей;
  • в случаях, когда необходимо проверить, соответствуют ли зафиксированные в документах площадь участка и его границы их реальному местоположению на местности (очень актуально при покупке участка на вторичном рынке!);
  • при восстановлении границ участка, если он был заброшен или документы утеряны.

Само закрепление границы – это обозначение ее точек на местности так называемым межевыми знаками, которыми может служить деревянный или металлический колышек (если участок только сформирован в чистом поле), в застроенной части – это угол строения, столб забора или иной искусственный стационарный предмет. А «привязка» точки – определение ее местоположения (координата, расстояние, направление и т.д.) относительно других рядом расположенных объектов.

Наиболее серьезными последствиями не отмежеванных границ являются:

  • сложности доказывания местоположения существующей границы в случае возникновения споров и тяжб с соседями, отнимающих массу времени, денег на всевозможные экспертизы, оплату юристов и судебных издержек;
  • строительство дома в пределах зон с особыми условиями использования территории, например, в охранных и санитарных зонах промышленных объектов. При отсутствии четко определенных и юридически закрепленных границ невозможно точно определить, насколько участок может попадать в такую зону. Судебная практика подтверждает, что в таком случае возможен снос дома, причем за свой счет.

Поэтому настоятельно рекомендуем всем владельцам земельных участков защитить пределы своего права путем установления или уточнения границы владений.

Источник: https://vladeilegko.ru/situations/mezhevanie-zemelnykh-uchastkov/

Как проводится определение границ земельного участка?

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством

Установление границ земельного участка является необходимой процедурой для постановки земли на кадастровый учет и оформления на нее права собственности.

Нынешнее законодательство не дает четкого правового определения границе земельного участка. Есть множество прецедентов, судебных решений, упоминаний, но точного определения в законе нет. По этой причине часто возникают спорные ситуации относительно самого установления границ земельного участка, которое представляет собой часть всей процедуры межевания.

Правовое регулирование на федеральном и местном уровне своими нормами сталкиваются друг с другом, но попробуем все-таки определить некие общие особенности процедуры установления границ земельного участка.

Законодательство

Действующая российская нормативно-правовая база закрепляет необходимые правила межевания и установления границ как в рамках государства, так и в пределах субъекта РФ. А именно статья 11.1 Земельного кодекса РФ регламентирует такой вид земельных отношений.

Федеральные законы включают в понятие границ земельного участка определение части земельной площади, разграниченной по законам Российской Федерации, которая входит в объект недвижимости в качестве гражданского оборота в целях покупки или реализации.

Сегодня на территории РФ действуют следующие законодательные акты в сфере регламентирования согласования и установления границ земельных участков:

  • «О государственном кадастре недвижимости»;
  • «О землеустройстве»;
  • «Об утверждении правил установки на местности границ объектов недвижимого землеустройства».

Границы земельного участка четко фиксируются в его кадастровом паспорте, однако это не препятствует возникновению споров между участниками земельных отношений и оспариванию территориальных фактов в судебном порядке.

Когда требуется процедура установления границ земельного участка?

Процедура определения границ земельного участка, их фиксации в кадастровых документах требуется в том случае, когда в местные управляющие органы поступает заявление об изменении в местонахождении участка либо заявление об уточнении границ земельного участка собственника, который непосредственно подает документы.

В соответствии со статьей 38.7 Федерального закона РФ «О государственном кадастре недвижимости», определение точных координат земельного участка (его точек на местности) осуществляется на основании правил и требований, оговоренных в законе.

Установить правильные границы земельного участка — необходимая мера для урегулирования кадастровых споров либо при необходимости уточнения границ участков природоохранных зон или объектов искусственного происхождения.

В таком случае назначается комиссия по уточнению границ земельного участка для внесения полученных сведений о точном месторасположении земли в государственный кадастр.

Российское законодательство закрепляет нормы о том, что заинтересованным лицам нельзя принимать участие в процедуре установления границ земельных участков либо отказываться в согласовании месторасположения участков для защиты прав собственников земли.

Межевание с 2018 года потребуется для проведения сделок с земельным участком:

Необходимая документация

Что же понадобится для организации установления или уточнения границ владельцу земельного участка, помимо заявления об установлении границ земельного участка:

  • Паспорт собственника земли либо его доверенного представителя;
  • Правоустанавливающие документы на земельный участок;
  • Ситуационный план земельного надела;
  • Разрешение на изменение данных в государственном кадастре недвижимости;
  • Акт межевания земельного участка.

Порядок установления границ — последовательность действий

Для того чтобы землеустроительная компания провела работы по установлению границ на земельном участке, необходимо подать приведенные выше документы. Первое, с чего начинается любая процедура подачи прошения об услуге — написание заявления.

Структура заявления на межевание (установление границ земельного участка):

  • Правая верхняя часть: указывается на чье имя пишется заявление о прошении. Как правило, это руководитель землеустроительной организации, которая оказывает услуги по инженерно-геодезическим работам. Чуть ниже указываются данные о месторасположении дома, его размерах.
  • Просительная часть: прописывается непосредственная просьба лица (организации) о проведении процедуры межевания на земельном участке, контактные данные.
  • Нижняя часть: указываются дополнительные сведения.

Второй важнейший акт после подачи заявления и других документов — акт согласования местоположения границы земельного участка.

Акт установления и согласования границ земельного участка заключают в присутствии соседей. В нем делают пометки о согласии соседей с проведением межевания.

Помимо данного акта, геодезисты проводят различные измерения, устанавливают точные границы путем фиксации точек на местности.

Акт согласования составляется следующим образом:

  • Сначала прописывается кадастровый номер или другое обозначение земельного участка;
  • Затем указывается площадь земельного участка;
  • После двух строк с общими сведениями об участке с помощью первой таблицы обозначается согласование по каждой границе участка;
  • Во второй таблице указывается наличие разногласий при согласовании местоположения границы земельного участка;
  • Третья таблица содержит сведения о снятии возражений о местоположении границы земельного участка;
  • В конце указывается ФИО кадастрового инженера, проводящего работы по установлению границ земельного участка, ставится его подпись и личная печать.

Основной документ процедуры установления границ земельного участка после проведения всех измерений — межевой план. В межевой план вносят все проанализированные результаты геодезических измерений на участке, схема, чертеж, точные координаты, размеры земельного участка в натуре, извещение и финальный акт согласования границ земельного надела.

Межевой план содержит разделы:

  • Исходные данные;
  • Сведения о выполненных измерениях и расчетах;
  • Сведения об образуемых земельных участках и их частях;
  • Сведения о земельных участках, посредством которых обеспечивается доступ к образуемым или измененным земельным участкам;
  • Заключение кадастрового инженера;
  • Схема геодезических построений;
  • Схема расположения земельных участков;
  • Чертеж земельных участков и их частей;
  • Акт согласования местоположения границы земельного участка;
  • Абрисы узловых точек границ земельных участков;

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/mezhevanije/procedura-ustanovleniya-granic-zemelnogo-uchastka.html

Статья 22. Требования к межевому плану | ГАРАНТ

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством

Статья 22. Требования к межевому плану

1.

Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

2. В межевом плане указываются:

1) сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков;

2) сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей земельного участка;

3) новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков.

3. В случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.

4. Утратила силу с 1 января 2017 г.

См. текст части 4 статьи 22

5. Межевой план состоит из графической и текстовой частей.

6.

В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.

7.

В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках, включая сведения об использованной при подготовке межевого плана геодезической основе, в том числе о пунктах государственных геодезических сетей или опорных межевых сетей, а также в установленном частью 3 настоящей статьи случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ.

8. Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

9. Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.

10. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.

В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

11. Границы земельного участка не должны пересекать границы муниципального образования, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости.

Границы земельного участка также не должны пересекать границы населенного пункта, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого населенного пункта в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости.

Границы земельного участка также не должны пересекать границы территориальных зон, лесничеств, за исключением случая образования земельного участка для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также размещения водохранилищ, иных искусственных водных объектов, случая, предусмотренного статьей 60.2 настоящего Федерального закона, или случая выявления воспроизведенной в Едином государственном реестре недвижимости ошибки в определении местоположения границ территориальной зоны. При этом под пересечением границ земельного участка с границами муниципальных образований, населенных пунктов, территориальной зоны, лесничеств, лесопарков понимается:

1) наличие общей точки или точек границ земельного участка и границ муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества, которые образованы в результате расположения одной или нескольких характерных точек границ земельного участка за пределами диапазона средней квадратической погрешности определения характерных точек границ муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества, лесопарка;

2) расположение хотя бы одного из контуров границ многоконтурного земельного участка за границами соответствующих муниципального образования и (или) населенного пункта или территориальной зоны.

12. Межевой план подготавливается в форме электронного документа и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план.

Межевой план, если это предусмотрено договором подряда, также подготавливается в форме документа на бумажном носителе, заверенного подписью и печатью подготовившего такой план кадастрового инженера, для передачи его заказчику по договору подряда.

13. Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

Источник: https://base.garant.ru/71129192/94f5bf092e8d98af576ee351987de4f0/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.